София Франк
Искусство, журналистика, жизнь
Журналистика. Закулисье

Что такое интервью?

Теория
Интервью, как метод сбора информации и как вид подачи материала очень удобен и востребован среди аналитических и информационных жанров.

Метод интервью распространен не только в журналистике, но и в практике межличностных коммуникаций. Например: собеседование при приеме на работу; опрос пациента на приеме у врача; служебные переговоры; допрос для выяснения обстоятельств судебного дела; социологическое анкетирование; маркетинговые опросы и т.д.

В процессе его проведения осуществляется сбор информации, в каждом случае для вполне конкретных деловых, профессиональных или личных целей. В методическом смысле между ними много общего. Поэтому знания о методах интервью мы нередко получаем из сфер, далеких от журналистики, например, из психологии, социологии или других дисциплин. Однако интервью в контексте журналистской профессии имеет свою специфику и свои определения:

«Интервью — беседа представителя СМИ с каким-нибудь общественным деятелем по злободневным вопросам, имеющим общественный интерес».

«Интервью — жанр публицистики, беседа журналиста с одним или несколькими лицами по каким-либо актуальным вопросам».

«Предназначенная для медиа беседа с каким-нибудь лицом».

О жанре интервью

Интервью в зависимости от темы бывают трех видов – предметное, личностное и предметно-личностное. Остановимся на личностном интервью или, как его еще называют – интервью-портрет.

Интервью-портрет,или персональное интервью (еще на манер художников говорят: «профиль»), сфокусировано на одном герое. Но для подготовки к этому интервью желательно провести не одну встречу с людьми заинтересованными, близкими или, наоборот, со сторонними наблюдателями, собрать как можно больше информации о герое интервью и подготовить ряд вопросов и тем.

Героем такого интервью может стать человек, который проявил себя в какой-либо сфере общественной жизни и привлекает интерес широкой публики. Реже встречаются портретные интервью с «простыми людьми», которые должны в чем-то себя проявить, либо быть очень типичными. Большую нагрузку несут и детали быта, интерьера, одежды, особенности речи героя — словом, то, что формирует индивидуальность и должно быть непременно передано читателю. Лично я очень люблю, когда манера речи человека передана настолько, что ты словно слышишь его голос во время чтения. Но, к сожалению, речь не всех интервьюируемых литературна и журналист чаще всего передает читателям его мысли совершенно иными словами, чем те, что есть в его лексиконе.

Так же интервью может проходить по телефону, электронной почет или в соцсетях. Это не очень приветствуется в портретных интервью, но иногда помогает сэкономить время.

В разговоре могут быть затронуты любые факты и сферы жизни. Не важно, о чем конкретно пойдет речь, потому что цель журналиста – не добыть какую-то определенную информацию, а преодолеть «фасад» личности, показать, что представляет собой этот человек на самом деле.

По структуре личностное интервью может напоминать психологический тест, когда последовательно раскрываются различные стороны личности респондента. Оптимальная стратегия журналиста – сочетание непрямых открытых вопросов («Расскажите, пожалуйста, о…») и провокационных («Почему вы все время себя хвалите?»). Завершить интервью желательно вопросом (или серией вопросов), который поставит собеседника в тупик, заставит оправдываться или покажет его читателям с самой неожиданной стороны.

Какие вопросы задавать интервьюируемому?

Начинать интервью рекомендуется с «разогрева» собеседника, то есть вопросов, которые позволят разговорить его, найти с ним точки соприкосновения. Это могут быть вопросы об искусстве (если стены комнаты интервьюируемого украшены картинами), о домашних животных (если известно, что у него они есть). Иногда это «наивные» вопросы о профессиональной деятельности собеседника. Например, придя на интервью к доктору в его кабинет, можно спросить, для чего нужен тот или иной медицинский прибор.

В некоторых случаях «разогревающих» вопросов нужно избегать. Если журналист приходит на интервью к очень занятому человеку, например к директору крупной компании, у которого день расписан по минутам и на общение с журналистом выделено строго полчаса, нужно сразу «брать быка за рога», переходить к сути дела. Вопросы «не по теме» вызовут лишь раздражение. Иногда может дойти до того, что разъяренный собеседник выставит журналиста за дверь, а затем позвонит в редакцию и попросит больше этого корреспондента к нему не присылать.

В ходе разговора нужно не только слушать собеседника, но и «настраиваться» на него – пытаться понять, почему он именно так говорит, что он думает, как видит мир. Это поможет точнее формулировать вопросы, придавать разговору оптимальное направление. Еще один прием получения красочных, образных ответов – самому задавать образные вопросы.

Журналист должен продумать и подготовить соответствующие метафоры. Иногда добиться ярких, развернутых ответов помогает упорное несогласие журналиста с доводами собеседника. Последний вынужден приводить все больше аргументов, все точнее проявлять свою позицию, раскрываясь и иногда говоря даже то, чего первоначально говорить не собирался.

Заставить собеседника проговориться можно и с помощью приема «беременная пауза». Он заключается в том, чтобы по окончании ответа собеседника не спешить задать следующий вопрос, а немного помолчать. Собеседник воспримет молчание журналиста как указание на то, что он не полностью ответил на вопрос, что он должен еще что-то сказать. А так как все, что запланировал, он уже сказал, теперь у журналиста есть шанс услышать откровение.

Некоторые собеседники обладают способностью «убалтывать» журналиста, своими длинными монотонными ответами вводить его в состояние, близкое к гипнотическому сну. Журналист теряет азарт борьбы, перестает следить за недосказанностью и противоречиями в ответах респондента и самое большее, на что оказывается способен, – это задать друг за другом заранее подготовленные вопросы. Потом, во время расшифровки беседы, незаданные дополнительные вопросы придут в голову, но время будет уже упущено.

Чтобы выйти из-под гипноза, журналисту достаточно сосредоточить взгляд на одной точке. Можно использовать в качестве такой «точки опоры» глаза собеседника. После «фокусировки» взгляд рассредоточивается, но журналист вновь собран и готов к ведению диалога.

Прежде всего, вопросы делятся на открытые и закрытые. Открытый вопрос – это вопрос с вопросительным словом, предусматривающий развернутый ответ, например: «Что вы обычно делаете в свободное время?» Закрытый вопрос – это вопрос без вопросительного слова, предусматривающий ответ «да» или «нет», например: «У вас есть собака?»

Открытые и закрытые вопросы также могут быть прямыми и непрямыми. Примеры прямых вопросов были приведены выше. Непрямые открытые вопросы – это вопросы вида «Расскажите, пожалуйста, о…». Непрямые закрытые вопросы – это вопросы с утверждением, которое журналист приписывает третьим лицам, например: «Ваши недоброжелатели говорят, что вы – алкоголик. Это правда?»

По поводу подготовки журналиста к интервью существуют следующие рекомендации. Помимо сбора информации о собеседнике, чтения его прошлых интервью и составления списка вопросов журналист должен думать «на шаг вперед» – представить, какие ответы даст собеседник на эти вопросы и что после этого можно будет у него спросить. Следует заготавливать не просто вопросы, а «деревья» вопросов, возможные направления разговора, к которым нужно быть готовым. Поверьте, если вы подготовитесь к интервью, оно пройдет отлично. Не пренебрегайте этим советом.

Заготовка журналиста может быть различной – от нескольких десятков полностью сформулированных вопросов до названий нескольких (или даже одной) тем, вокруг которых планируется вести разговор. В обязательном порядке нужно продумать лишь «ударный аспект» интервью – фразы собеседника, которые потом можно будет выпятить, чтобы «подороже продать» интервью читателям. Подобные фразы – провокационные утверждения, шокирующие выводы или интересные эпизоды – могут спонтанно родиться и в ходе интервью, однако полагаться на «авось» не стоит. Журналист всегда должен представлять, не какую информацию, а какие фразы собеседника ему нужно получить, и подводить разговор к этим фразам, провоцировать собеседника сказать эти слова.

Если тема интервью недостаточно конфликтна, конфликт можно развить при помощи упрека, постановки собеседника в положение оправдывающегося. Для этого нужно искать противоречия во взглядах и в деятельности собеседника. Например, политика можно спросить, почему он поменял свои убеждения, бизнесмена – применима ли к нему поговорка, что в основе всякого крупного состояния находится преступление, а рок-звезду – почему он в своих песнях пропагандирует отказ от земных благ, а сам этими благами очень даже пользуется.

Что делать после интервью?

Итак, у вас на диктофоне есть запись, которую предстоит расшифровать. И это самая нелюбимая часть работы у всех журналистов. Я, чтобы быстрее избавиться от наушников, стараюсь расшифровать интервью так как есть, не думая об изменениях в тексте. Лишь после того, как прослушала последние секунды беседы и отключила диктофон, приступаю к редактированию материала, точнее привожу его в читабельный вид, уже слушая любимую музыку.

О том, как вы можете оформить интервью поговорим в другом тексте. Здесь лишь расскажу о формате «вопрос-ответ». Дам один совет: не начинайте интервью с приветствия, если это не играет какой-то важной роли, и не завершайте его прощанием и благодарностью, если это опять же не имеет символического значения. Читателям не нужны лишние строчки текста, типа «Здравствуйте, Иван Иванович», или же «Всего вам доброго. Спасибо за интервью». Лучше сразу начать с завлекающего вопроса и завершить его таким же эффектным вопросом, который будет нести в себе еще и завершающее значение.

Кстати, о том как обращаться к интервьюируемому зависит от его статуса. Вы можете говорить с ним на «ты», «вы», «Вы», если это, например, президент, чередовать обращение по имени и т.д.

И вот когда вы завершили написание текста, согласно журналистской этике, вы обязаны показать его перед публикацией интервьюируемому. Он является вашим соавтором и вы пишете его мысли. Может случиться такое, что вы неверно трактуете ту или иную мысль и перефразируете его речь, что изменит смысл его слов. А журналистам очень важно иметь хорошие отношения с большим числом людей и незапятнанную репутацию.