Тренер по ораторскому искусству Александр Улантиков рассказал «Журналистике. Закулисье» об особенностях публичной речи, и поделился практическими советами, которые пригодятся теле- и радиоведущим, а также всем, кто рассказывает и пишет для большой аудитории.
Особенности публичной речи
Публичная речь отличается от разговорной тем, что:
В частном разговоре можно оперировать примером, чувствами собеседника, а в публичной речи это уже недопустимо. Здесь требуются более четкие формулировки, четкие посылы.
При публичной речи очень важно учитывать цель публичного выступления. А цель отвечает на вопрос, что должна делать аудитория после моего публичного выступления. Соответственно речь строится так, чтобы каждое предложение вело по шажочкам к этой цели.
Важно понимать кто наша аудитория, потому что одну аудиторию (условных школьников) мы можем приводить к своей цели за счет одних слов, одних эмоций, одних аргументов, а аудиторию из пенсионеров или крупных бизнесменов, конечно же, мы будем убеждать или вести за собой совершенно по-другому, с другой аргументацией, другой подачей.
Публичная речь требует акцентировки на том, перед кем мы выступаем или для кого мы пишем, если это текст, колонка, например. Под публичным выступлением можно подразумевать и текстовый формат и аудио формат, подкаст, и живое выступление, живое взаимодействие с аудиторией.
Публичная речь подразумевает доступность для любой аудитории. То есть в ней не должно быть очень сложных терминов или витиеватых оборотов. Для мозга каждое незнакомое слово, каждая сложно построенная фраза, это «удар по голове», и человек просто выключается. Используйте два-три незнакомых слова, и человек выпадает из вашего публичного выступления. До него просто не дойдет та мысль, та цель, которую мы преследуем при выступлении.
Особенности публичной речи
Публичная речь отличается от разговорной тем, что:
- ее слышит больше людей,
- она требует от спикера более точных формулировок, веских аргументов и более общей подачи.
В частном разговоре можно оперировать примером, чувствами собеседника, а в публичной речи это уже недопустимо. Здесь требуются более четкие формулировки, четкие посылы.
При публичной речи очень важно учитывать цель публичного выступления. А цель отвечает на вопрос, что должна делать аудитория после моего публичного выступления. Соответственно речь строится так, чтобы каждое предложение вело по шажочкам к этой цели.
Важно понимать кто наша аудитория, потому что одну аудиторию (условных школьников) мы можем приводить к своей цели за счет одних слов, одних эмоций, одних аргументов, а аудиторию из пенсионеров или крупных бизнесменов, конечно же, мы будем убеждать или вести за собой совершенно по-другому, с другой аргументацией, другой подачей.
Публичная речь требует акцентировки на том, перед кем мы выступаем или для кого мы пишем, если это текст, колонка, например. Под публичным выступлением можно подразумевать и текстовый формат и аудио формат, подкаст, и живое выступление, живое взаимодействие с аудиторией.
Публичная речь подразумевает доступность для любой аудитории. То есть в ней не должно быть очень сложных терминов или витиеватых оборотов. Для мозга каждое незнакомое слово, каждая сложно построенная фраза, это «удар по голове», и человек просто выключается. Используйте два-три незнакомых слова, и человек выпадает из вашего публичного выступления. До него просто не дойдет та мысль, та цель, которую мы преследуем при выступлении.
Как сделать так, чтобы тебя хотели слушать?
1. Для любого спикера очень важна свобода самого себя. Это свобода тела, свобода голоса, свобода мысли. Согласитесь, вряд ли вы захотите смотреть на спикера, который весь вжался, съежился в теле, бубнит что-то себе под нос. Даже если он говорит крутейший текст, и даже если эта информация для тебя актуальна, за счет подачи мы теряем интерес.
Поэтому в первую очередь необходимо уменьшить страх и волнение. Есть масса различных приемов для этого. Например, банальное упражнение «напряжение-расслабление». Перед публичным выступлением я всегда рекомендую напрячь свое тело, очень сильно сжаться в комок, а потом расслабиться. В актерском мастерстве это упражнение называется «камень-облако». Очень хорошо также перед выступлением попрыгать, побегать, взбодриться, как спортсмены перед соревнованиями. Они себя заводят, используя даже некие аффирмации типа «давай, ты сможешь, всех порвем» и т.д.
2. В момент страха, волнения мы часто переходим на поверхностное дыхание, голос становится высоким, чаще слабым и даже тихим. Иногда спикеру не хватает дыхания, першит в горле, начинается кряхтение. Это все элементы того, что человек неправильно дышит. Поэтому очень важно для любого выступающего на радио или ТВ развивать свой голос и, в частности, дыхание.
3. Чаще всего написание текста выступления — это минус, потому что написанный текст, это мертвый текст. Если я выхожу и читаю текст или вспоминаю его, то меня нет здесь и сейчас в аудитории, я не нахожусь во взаимодействии с публикой. И это одна из ключевых ошибок спикеров, когда они сосредоточены не на аудитории, не на цели своего выступления, а сосредоточены на себе, на своем страхе, на своем состоянии, на тексте.
4. Если ты не увлечен темой, она тебя не зажигает внутренне, то ты будешь выступать скупо, неинтересно, и тебя вряд ли захотят слушать. Часто там даже может не быть красивого текста, но за таким спикером интересно наблюдать, он какой-то живой.
1. Для любого спикера очень важна свобода самого себя. Это свобода тела, свобода голоса, свобода мысли. Согласитесь, вряд ли вы захотите смотреть на спикера, который весь вжался, съежился в теле, бубнит что-то себе под нос. Даже если он говорит крутейший текст, и даже если эта информация для тебя актуальна, за счет подачи мы теряем интерес.
Поэтому в первую очередь необходимо уменьшить страх и волнение. Есть масса различных приемов для этого. Например, банальное упражнение «напряжение-расслабление». Перед публичным выступлением я всегда рекомендую напрячь свое тело, очень сильно сжаться в комок, а потом расслабиться. В актерском мастерстве это упражнение называется «камень-облако». Очень хорошо также перед выступлением попрыгать, побегать, взбодриться, как спортсмены перед соревнованиями. Они себя заводят, используя даже некие аффирмации типа «давай, ты сможешь, всех порвем» и т.д.
2. В момент страха, волнения мы часто переходим на поверхностное дыхание, голос становится высоким, чаще слабым и даже тихим. Иногда спикеру не хватает дыхания, першит в горле, начинается кряхтение. Это все элементы того, что человек неправильно дышит. Поэтому очень важно для любого выступающего на радио или ТВ развивать свой голос и, в частности, дыхание.
3. Чаще всего написание текста выступления — это минус, потому что написанный текст, это мертвый текст. Если я выхожу и читаю текст или вспоминаю его, то меня нет здесь и сейчас в аудитории, я не нахожусь во взаимодействии с публикой. И это одна из ключевых ошибок спикеров, когда они сосредоточены не на аудитории, не на цели своего выступления, а сосредоточены на себе, на своем страхе, на своем состоянии, на тексте.
4. Если ты не увлечен темой, она тебя не зажигает внутренне, то ты будешь выступать скупо, неинтересно, и тебя вряд ли захотят слушать. Часто там даже может не быть красивого текста, но за таким спикером интересно наблюдать, он какой-то живой.
Как сделать так, чтобы люди не уставали тебя слушать?
1. По возможности нужно включать в свое выступление практические элементы, чтобы не было одной теории. Например, рассказывать какие-то истории, приводить примеры, аудитория это обожает.
2. Аудитория устает от монотонности. Нужна эмоциональность, развитие голоса, правильная расстановка интонационных пауз и так далее.
3. Публика часто устает, если, например, оратор останавливается слишком подробно на какой-то теме. Например, ему задают какой-то вопрос, и он очень долго его мусолит.
1. По возможности нужно включать в свое выступление практические элементы, чтобы не было одной теории. Например, рассказывать какие-то истории, приводить примеры, аудитория это обожает.
2. Аудитория устает от монотонности. Нужна эмоциональность, развитие голоса, правильная расстановка интонационных пауз и так далее.
3. Публика часто устает, если, например, оратор останавливается слишком подробно на какой-то теме. Например, ему задают какой-то вопрос, и он очень долго его мусолит.
Есть ли какие-то требования к личности говорящего?
Если у человека есть некий статус, например, выходит на сцену Стив Джобс (все знают кто он), то, что бы и как бы он не говорил, все готовы его слушать.
А бывает обратная ситуация, когда ваша личность уже воспринимается как одиозная, тогда приходится бороться.
Часто люди боятся выходить на аудиторию, потому что думают, что слушатели негативно настроены. Но в 90% случаев аудитория нормально относится к спикеру, поэтому наша задача не сделать так, чтобы стало хуже, а наоборот сделать лучше.
Если у человека есть некий статус, например, выходит на сцену Стив Джобс (все знают кто он), то, что бы и как бы он не говорил, все готовы его слушать.
А бывает обратная ситуация, когда ваша личность уже воспринимается как одиозная, тогда приходится бороться.
Часто люди боятся выходить на аудиторию, потому что думают, что слушатели негативно настроены. Но в 90% случаев аудитория нормально относится к спикеру, поэтому наша задача не сделать так, чтобы стало хуже, а наоборот сделать лучше.
Что важнее: то, что ты говоришь или то, как ты говоришь?
В первое время на аудиторию больше влияет то, как мы подаем свой текст. Поза, жесты, контакт глазами, мимика, передвижение, осанка, голос, дикция, расстановка акцентов, логика речи и т.д. А потом уже то, что мы говорим.
Когда аудитория привыкла к нам, она нас уже знает, то ей уже все равно как мы подаем текст, становится важнее, что мы говорим. Но первично, чтобы не растерять это положительное отношение аудитории к себе, очень важно упаковывать свой текст в качественный визуальный и аудиальный формат.
В первое время на аудиторию больше влияет то, как мы подаем свой текст. Поза, жесты, контакт глазами, мимика, передвижение, осанка, голос, дикция, расстановка акцентов, логика речи и т.д. А потом уже то, что мы говорим.
Когда аудитория привыкла к нам, она нас уже знает, то ей уже все равно как мы подаем текст, становится важнее, что мы говорим. Но первично, чтобы не растерять это положительное отношение аудитории к себе, очень важно упаковывать свой текст в качественный визуальный и аудиальный формат.