София Франк
Искусство, журналистика, жизнь
Просто про жизнь

О подкасте «Одиноким дома» и журналистике - ИНТЕРВЬЮ

Интервью
Откуда пришла идея создать сайт о закулисье журналистики True-Journalism.com?

-Идея появилась еще в студенческие годы, когда я искала книги журналистов, где смогла бы найти практические советы, мотивацию и вдохновение. Хотелось сделать что-то такое же, собрать в книгу материалы, которые были бы полезны журналисту.

Работая в СМИ, я убедилась в том, что это просто нужно сделать. Далеко не у всех, кто работает журналистом, есть профобразование. Казалось бы, это не должно мешать профессии. Но мы видим, что люди без образования, без определенных моральных устоев, охотнее изменяют принципам журналистики ради высоких IP или же чьей-то благосклонности. Ну и качество материалов страдает, вымирают многие жанры.

На сайте есть три раздела: теория, практика и образ жизни. Там я выкладываю теоретические знания, которые могут быть полезны в подготовке материалов. Беру интервью у журналистов, которые делятся своим опытом. Рассказываю мотивационные истории.

Сайт создавался для действующих журналистов и студентов. Но некоторые материалы могут быть полезны и блогерам, пресс-секретарям, PR-менеджерам. А некоторые материалы просто интересные.

Почему переключилась на подкасты?

-Подкаст «Одиноким дома» не о журналистике. Он об искусстве. Как журналист я писала о культуре, искусстве и очень люблю эту сферу. Я хотела создать просветительский проект, который бы помог людям, да и мне самой, лучше понимать и разбираться в искусстве. Но и сам проект должен был быть как искусство. Там я позволяю себе вольности, например, ругаться матом и пить алкоголь. Там, как и на радио, есть музыкальные перебивки, но в отличие от радио я выбрала меланхоличный темп, который бы заставил людей замедлиться в этом сумасшедшем мире.

В Азербайджане только зарождаются подкасты, поэтому аудитория не такая большая. Люди еще не привыкли к этому формату и не совсем понимают, что с ним делать. Сидеть и слушать, скучно, ощущение, что теряешь время. Не все еще знают, что можно слушать подкаст на фоне чего-то – езды в транспорте, готовки, ходьбы и т.д. Но я на сайте подкаста Odinokimdoma.art прописала инструкцию, как слушать мой подкаст.

За рубежом подкасты чаще всего создаются при СМИ, и поэтому они невероятно качественные. В Азербайджане же нет такой практики. Здесь подкасты в основном создает молодежь. Но подкаст – это радиопередача. И тут тоже нужны журналистские знания, навыки. Страдают подкасты именно из-за их отсутствия.

Если говорить о мировых трендах в подкастинге, то популярны лайф-стайл подкасты с интересными ведущими, которые может быть уже знамениты. Тут тоже люди хотят чего-нибудь легкого, чтобы не сильно напрягать ум при прослушивании.

Как думаешь, почему подкасты стали так популярны?

- Подкаст – экологичный продукт. Это очень удобный формат. Он не требует в создании много времени, оборудования, его легко распространять. И он также легок в прослушивании, его можно слушать на фоне, в наушниках или без. И площадок также много, есть даже специальные приложения.

Как ты развиваешь свои площадки? С какими трудностями сталкиваешься?

- Я изначально знала, что у моих проектов не будет широкой аудитории. О журналистике будут читать только журналисты, и то не все. Об искусстве - слушать только те, кто в этой сфере или просто любит музыку, кино, театр, литературу, живопись и т.д. Согласись, что это очень узкий круг людей. У большинства совсем другие проблемы. Как говорится, людей сначала надо накормить, а потом о Боге рассказывать. Не помню, откуда эта мысль, может из «Андрея Рублева» Тарковского, но она очень хорошо описывает всю суть нашей работы. Когда у людей проблемы, им не до принципов журналистики и уж точно не до искусства. Но именно соблюдение принципов и любовь к искусству могут спасти нас от проблем. Поэтому я делаю свои проекты. И могу назвать их благотворительными, потому что не зарабатываю на них, а даже трачу.

Для развития медиапроектов необходимо время. Сегодня все строится на соцсетях. Люди узнают все оттуда. Уже не остается необходимости открывать несколько вкладок. Посуди сама, тебе легче открыть ленту в Фейсбуке, где ты увидишь десяток новостей, а еще то, чем занимаются твои друзья, чем открывать ссылки сайтов и быть перегруженным. Поэтому необходимо наладить работу своих соцсетей. «Спасибо» Цукербергу, который усложняет всем работу. Именно из-за него набирает популярность Телеграм.

Но в любом случае необходима регулярность публикаций и активный SMM.

Каким ты видишь будущее проектов?

- Если я не буду пользоваться вышеупомянутыми требованиями для развития проектов, то круг читателей и слушателей не расширится. Планирую покорять и ютьюб. Это позволит увеличить аудиторию и опробовать этот жанр. Он будет привязан к подкасту, но в его основе будет журналистика.

Если я буду уделять больше времени соцсетям, то проекты могут выйти за пределы Азербайджана и найти русскоязычную аудиторию в любой части мира. Буду над этим работать.

Кто твои слушатели? Молодёжь или взрослые? Может, у тебя в голове сформирован портрет твоего среднестатистического слушателя.

- Определенного портрета нет. Слушатели в основном люди творческие. Это те, кто уже в искусстве. Далее идут те, кто просто любит искусство, ходит в театры, на концерты классической музыки или джаза, на выставки и в музеи. Они слушают подкаст, чтобы лучше разобраться в искусстве, узнать что-то новое. Далее идут те, кто случайно наткнулся на подкаст в соцсетях, и его зацепила идея заполнения своего одиночества именно искусством.

Вопросы: Элина Рустамова

Материал подготовлен в рамках учебной работы для НИУ ВШЭ.

Фото: Julie Dubois