София Франк
Искусство, журналистика, жизнь
Журналистика. Закулисье

Назгуль Кенжетай о специфике военной журналистики

Практика
Назгуль Кенжетай – международный военный корреспондент, фотограф и самый молодой европейский журналист из Казахстана. Она делает фоторепортажи из горячих точек и пишет аналитические обзоры о мировой политике на турецком и английском языках. Сейчас Назгуль работает в Турции, где сотрудничает с Anadolu Agency, The Independent Turkish, CNN turk, Agency France Press, BBC Turkish и другими СМИ.

В беседе с «Журналистика. Закулисье» Назгуль рассказала о том, как стала военным журналистом, в каких горячих точках успела побывать, цензуре в военное время и многом другом.

— Назгуль, как вы стали военным корреспондентом?

— Родом я из Кызылорды. После окончания школы выиграла образовательный грант и уехала учиться в Турцию. В университете выбрала направление «Военно-политическая журналистика», включавшее традиционное теоретически ориентированное лекционное обучение. Основные дисциплины в военно-политической журналистике — психология, религия, экстремизм и терроризм, политика, дипломатия и, конечно же, иностранные языки. Я действительно стала много времени посвящать изучению мировых конфликтов, религий и методов пропаганды.

Возможно, я бы не пошла в этом направлении, если бы мои педагоги не поддерживали меня и не ставили высокие оценки за мои труды, тем самым мотивируя.

После окончания учебы я стажировалась в европейских информационных агентствах, специализирующихся на военно-политической журналистике, где поняла, что готова работать в горячих точках. Так, впервые в 2016 году в 21 год поехала в Сирию, а именно в Алеппо.

— А легко ли попасть журналисту в зону военных действий? Как, например, вы попали в Сирию?

— Нет, конечно, нелегко. Потребовалось около года, чтобы мне дали разрешение отправиться в Сирию. Я обращалась в разные международные инстанции, в числе которых ООН и ЮНИСЕФ, однако все было тщетно. Точнее, я получила от них ответ, но очень поздно. Также обращалась в парламент Турции с просьбой поддержать мою кандидатуру, и тоже безуспешно. Тем не менее, я не сдавалась и начала стучаться в двери разных СМИ и, наконец, несколько изданий решились посодействовать мне и поспособствовали в получении аккредитации. Замечу, что все финансовые расходы на поездку и пребывание там оплачивала из личных средств.

— Где вы еще успели побывать, в каких зонах конфликта?

— Ливан, Украина, Сирия, если коротко — Ближний Восток.
— Какими качествами и навыками должен обладать военный корреспондент?

— Если журналист неплохо разбирается в психологии терроризма, религии и экстремизме, владеет навыками дипломатии, то вполне может стать фронтовым корреспондентом. Физическая подготовка имеет второстепенное значение. Конечно, рекомендуется быть ловким и шустрым, а самое главное – логичным в своих поступках.

— В одном из своих интервью вы также говорили о том, что современный журналист должен уметь не только писать, но и фотографировать, снимать видео, монтажировать. Расскажите, почему вы выбрали жанр фото-репортажей?

— Потому, что фотография – очень простой метод донесения информации. В ней нет ничего сложного, взять в руки фотоаппарат и снимать происходящее под силу каждому. А главное, что фото быстрее доходит до людей, чем статьи.

— Меня в свое время поразили репортажи Хемингуэя. А кто для вас лучший военный корреспондент? Чьи имена можете назвать?

— Фотожурналисты Джоди Бибер, Реза Дегати и Бюлент Килич. Они делают больше, чем просто фото. Мне посчастливилось встретится с ними, побеседовать и даже получить ценные советы.

— В заключение хотела бы узнать ваше мнение о цензуре в военное время. Имеет ли она место быть?

— Конечно, цензура есть везде. Вы не можете использовать каждый материал по своему желанию. Мы не должны забывать об этической проблеме. Политические интересы стран в военное время и другие аспекты сосредоточены на вопросе цензуры. Работ, которые не подвергаются цензуре, очень мало.

Беседовала София Франк