Яна Семёшкина — филолог, журналист, ведущая подкаста Fabula Rasa, автор образовательных курсов по литературе.
В беседе с «Журналистика. Закулисье» Яна рассказала, как зацепить читателя и сохранить его внимание.
— Вы работали в тонком литературном журнале It BOOK, который, к сожалению, не просуществовал долго. Скажите, насколько сегодня вообще популярны «умные тексты»? Стоят ли они тех трудов и усилий, которые в них вкладываются? И если нет, то стоит ли продолжать уделять им время?
— Запрос на сложность и интеллектуальность был всегда. Вы верно заметили, что текст, через который приходится «продираться», может отпугнуть читателя. Но может и привлечь, заманить своей элитарностью, особостью. Сложный, умный текст — это вызов и проверка на прочность. Момент, когда он начинает поддаваться, трескается и растекается внутри читателя, несравним ни с чем.
Момент преодоления себя, момент концентрации — это качественные изменения в сознании, текст может творить с нами самые разные вещи: наделять энергией и вытягивать ее, ранить и лечить, манипулировать и учить мыслить независимо.
Чтение сложных текстов — выгодная инвестиция в себя. Так, вы развиваете навык критического мышления, выносливость и способность к концентрации. Журналисту сложные тексты дают возможность развивать свою аудиторию, формировать ее вкусы, а не идти на поводу.
— А насколько важна сегодня форма? Нужно ли сопровождать текст видео-, аудио- и фото-материалами? Думать об инфографике, интересной верстке материала?
— Сегодня преобладающая модель на медиарынке выглядит так: “бесплатный контент — в обмен на ваше внимание и время”. В современном мире время и внимание — самые ценные ресурсы. Чтобы потенциальный читатель провел с вашим текстом как можно больше времени, нужно сделать из контента аттракцион, задействовать все органы чувств аудитории. С этим связан тренд на эмоциональный сторителлинг в текстах. У нас есть 3 секунды, чтобы привлечь внимание читателя. Инфографика, верстка, элементы аудио и видео — могут здорово в этом помочь, но добиться такого эффекта можно лишь при помощи сильного, выверенного текста.
— Вы создали блог в Инстаграме, а затем выпустили подкаст. Скажите, вы изначально где-то училась этому, или же «учились на ошибках»?
— Помимо филфака МГУ, я закончила Академию Журналистики “Коммерсантъ”. Академия — прекрасное место для тех, кто хочет совершить качественный скачок в профессии. Со мной так и получилось — я начала вести книжный блог и запустила свой подкаст. Я понятия не имела, как создаются подкасты, не умела монтировать, не знала даже, что такое «хостинг». Во всем разбиралась сама. Весь процесс подкастинга до сих пор сосредоточен на мне. Я и редактор, и продюсер, и звукорежиссер, и монтажер, и ведущая. Отвечаю за качество каждого этапа продакшна и постпродакшна. Учусь на собственных ошибках.
— Мы сегодня многое делаем, чтобы привлечь читателя, но остается вечный вопрос: должен ли текст быть назойливым или текст сам находит своего читателя мистическим образом? И касается ли это лишь литературных произведений?
— «Качественный контент сам себя продвигает» — это жестокий миф. Любому контенту нужна маркетинговая упаковка, реклама и продвижение. Особенно сегодня, в эпоху перепроизводства текстов. Конкуренция за внимание аудитории слишком высока, чтобы привлечь читателя, нужна продуманная маркетинговая обертка, чтобы удержать его — полезный и качественный контент.
— Можете рассказать о том, какие маркетинговые обертки для своих текстов выбираете вы? Как выглядят, например, курсы по литературе, или же посты в Инстаграме?
— Я пишу очень простые, понятные тексты. Избегаю прилагательных, помню о структуре и композиции. Прежде чем открывать текстовый редактор, я должна определиться: что пишу, для кого, и зачем. Главное — поставить сильную цель и отрезать от поста все лишнее. Текст с сильной целью стремится изменить что-то в читателе. Не развлечь, не отвлечь — а именно изменить. Сначала я записываю в черновике: какая перемена должна произойти после того, как читатель дойдет до точки. Важно держать цель в голове, не отвлекаться от нее.
Если говорить о трендах в копирайтинге и блогах, то это, по-прежнему, сторителлинг. В социальных сетях прижился формат мини-историй, рассказы длиною 1000 –1500 символов. Три типа историй, которые пользуются популярностью в Instagram: «квест», «из грязи в князи» и «короткий забавный случай». Начинать историю лучше коротким предложением. Например: «По горячим следам». Это затягивает. Второе предложение чуть длиннее первого. А третье — ещё длиннее. Заодно создаётся вовлекающая динамика.
— Вы начали работать над собственной книгой. Если с продвижением текстов в Сети все понятно, то как дела обстоят с книгами? Как, например, планируете продвигать свое произведение?
— Для меня книга — это масштабный проект и большая мечта. К каждому этапу ее создания я подхожу тщательно, потому что это часть меня. Я активно делюсь процессом работы над книгой в своем блоге, открыто рассказываю о трудностях, прокрастинации, о страхе перед первым черновиком, который, как правило, всегда получается плохим. У меня в сторис есть сериал о том, как я пишу книгу — там отражены все этапы от задумки, до заключения контракта с издательством. Я сознательно делаю из процесса письма реалити-шоу, сериал, который можно посмотреть в Инстаграм, то есть “прогреваю аудиторию”.
Также я запускаю сериал в формате подкаста Fabula Rasa с дневниковыми аудио заметками о том, как я пишу, каковы мои писательские ритуалы, какие приложения и техники использую, успеваю ли закончить рукопись в срок. Причем интрига остается открытой: я то иду четко по графику, то сбиваюсь с него. То есть мы снова возвращаемся к формату реалити-шоу, моя аудитория становится соучастниками процесса, я погружаю их во все нюансы, мои слушатели ждут книгу и переживают за нее так же сильно, как я сама.