София Франк
Искусство, журналистика, жизнь
КультГид

Почему вы должны посмотреть спектакль «Псих»?

Что посмотреть?
“Дон Кихот” достаточно популярное произведение, вдохновлявшее многих творцов. Да и поставлен он не мало раз. И думается, можно ли еще чем-то удивить?

В Азербайджанском государственном академическом музыкальном театре решили, что можно. Там поставили новый спектакль «Псих» по мотивам произведения Сервантеса.

По немногочисленным мнениям, которые были высказаны в СМИ и соцсетях после спектакля, Театру это удалось. Меня же они удивили не сильно, но приятно.

Абсурда у нас в театрах остерегаются, потому что поставить его очень сложно, да и говорят, что зритель не готов/не любит этот жанр. Но разве мы не должны помнить о «формировании вкуса» у зрителя? И разве аншлаг на гастролях зарубежных театров (в рамках Фестиваля МАР, например) не свидетельствует о том, что наш зритель хочет уже чего-то нового и более сложного? Тем более, что Интернет и свобода передвижения позволяют нам видеть то, что делают театры в других странах.

Именно поэтому в «Психе» меня ничего не удивляло. И учитывая мою любовь именно к этому жанру, я была рада появлению этого спектакля, и пойду на него снова, и даже еще несколько раз.

Я воздержусь от спойлеров и не буду пересказывать вам сюжет спектакля, тем более что сюжета тут и нет, актеры даже умудряются выходить из образов на сцене и отвечать на телефонные звонки, отмечая, что находятся на спектакле и не могут говорить… Но заметки будут.

Давайте начнем с декораций и костюмов. Работал над ними Вюсал Рагим, которого большинство знает как современного художника. И работа его мне очень понравилась.

Я не очень люблю экраны в качестве задника в спектаклях, но тут он был нужен для передачи некоторых задумок режиссера, и мультфильм с овечками, с которыми решил сразиться Дон Кихот, меня улыбнул.

Интересные костюмы, ветряные мельницы (вентиляторы), черепа, вода, световые эффекты, и все-все-все было продумано. И было заметно, что художник и режиссер с «благословения» директора Театра смело использовали сложные технические элементы в постановке.

На сцене были Пярвиз Мамедрзаев (Дон Кихот), Ниджат Али (Санчо Панса), Гюльтадж Алили (Дульсинея) и Заур Алиев (слуга). И они были великолепны. И физически подготовлены, и голоса поставлены. Было увлекательно наблюдать за их игрой.

Режиссер-постановщик Эр-Тогрул Камалов, который и замахнулся на такую сложную постановку, достоин самых хороших слов о своей работе. Были видны и стремление к передаче своей задумки без компромиссов, и отсылки к великим нашим деятелям искусства (по крайней мере, мне так показалось), и насмотренность работ других театральных режиссеров.

Насчет музыки, ответственным за которую считается Фахраддин Атаев. Было хорошо. Придирка у меня возникала лишь к переходам, которые можно и нужно было бы сделать мягче. И отсылку к симфоническим гравюрам Гара Гараева я не услышала, хотя она отмечалась в пресс-релизе. Вполне может быть, что я невнимательно слушала, поэтому обращу внимание на этот момент в следующий раз.

Спектакль отмечен как «18+», но я как человек, повидавший много пошлости на сцене (не буду называть каких театров, но все знают каких), могу сказать, что пошлости тут нет, и я бы возрастной порог даже снизила до 16+. Короче, я посмотрела спектакль, который смело могу всем рекомендовать, а главное самой идти на него несколько раз. И это прекрасно!