София Франк
Искусство, журналистика, жизнь
Журналистика. Закулисье

Главный редактор Media.Az о современной журналистике

Практика
Гамид Гамидов – главный редактор сайта Media.az. Опыт работы в журналистике – 18 лет (из них 3 года блогерства).

Начал карьеру с работы внештатным корреспондентом газеты «Эхо». В течение 9 лет работы в этой газете достиг должности заместителя главного редактора. Решив сменить сферу, ушел из журналистики. Но ненадолго. Спустя полгода стал свободным журналистам и писал для многих изданий на гонорарной основе.

В 30 лет решил получить образование журналиста в Москве. Будучи там, писал для российских, прибалтийских, украинских, азербайджанских СМИ. После учебы вернулся в Баку и продолжил работать фрилансером. Но девальвация 2015 года повлияла на заработок. И Гамиду Гамидову вновь пришлось уйти из журналистики. Как большинство, он ушел в PR. В это же время стал популярным в Азербайджане блогером.

В сентябре 2018 года был приглашен на должность главного редактора Media.az.

Специально для «Журналистика. Закулисье» он рассказал о тонкостях работы главного редактора сайта, выборе современных читателей, а также создании YouTube-проекта «Поговорим?» и блогерстве.

— Почему вы вдруг решили получать журналистское образование? В 30 лет учиться профессии, которой уже владеешь… Зачем?

— Это было интересно. Я учился в МГЛУ. Тогда там только открыли факультет журналистики при сотрудничестве с РИА-новости, и на протяжении 2-х лет я практически каждый день проводил в их редакции и многое узнал.

Я и сейчас хотел бы продолжить учиться тому, что нравится. Это очень полезный опыт.

— Вы говорили о трех годах, в которые вы не работали журналистом, а вели блог…

— Да, вся моя журналистика ушла в Facebook.

— А можно ли это назвать журналистикой?

— Думаю, что да.

Вообще, по блогингу нет четких пониманий во всем мире. Меня однажды пригласили в Грузию прочесть лекцию молодым блогерам из стран СНГ. Меня поразило, что большинство говорили о том, что чтобы считаться блогером, нужно писать на специализированных площадках. Я же в своем выступлении сказал, что не вижу разницы в том, на каком портале писать. Можно публиковать тексты даже в Instagram, и если тебя читают, если ты доносишь нужную тебе мысль или информацию, то почему это не назвать блогом? И если ты считаешь, что делаешь некую журналистскую работу, то можешь назвать себя и журналистом. Грань размыта, и я считаю, что смело мог назвать себя блогером и журналистом. Тем более с таким опытом работы в журналистике, как у меня. Я же не «постил» котиков или еду, я высказывался на злободневные темы, которые беспокоят общество и меня в частности.

— А как вы воспринимали комментарии хейтеров?

— Первое время — очень плохо. Мне повезло, я закалился еще когда мои статьи выставлялись на форуме Disput.az. Я сам никогда не был зарегистрирован на форумах, считал это пустой тратой времени, и не понимал, как можно спорить с человеком, который скрывает свое имя и лицо. Там на мои статьи было много комментариев как положительных, так и отрицательных. Меня это злило с непривычки и было желание найти каждого и доказать ему свою правду. К критике я спокоен, но когда переходят на личности и оскорбляют, то я этого не переношу. Таких я, кстати, находил, и никто из них не отвечал за свои слова.

Я разочаровался в людях, когда понял, что никто не отвечает за свои слова. После Facebook я стал более спокойно относиться к этому. И, в конце концов, можно просто удалить нежелательный комментарий и заблокировать человека.

— И вот год назад вы пришли в Media.Az…

— Да, пришел в Media.Az и через месяц стал главредом еще и Oxu.Az, но пробыл на этом посту недолго. У нас появилось много проектов и я добровольно отказался от Oxu.Az и сосредоточился на Media.Az и ряде других наших проектов.

— Что вы хотели сделать на этой работе и что у вас, на ваш взгляд, уже получилось?

— Пришел я с одной идеей и с нею продолжаю жить – сделать сайт самым-самым интересным и популярным, как минимум, в русскоязычном пространстве. Насколько это нам удается решать не нам.

— Не вам, а LiveInternet?

— Почему LiveInternet?

— Ну, там же показывается статистика посещаемости сайтов.

— Нет, это совсем не показатель. Я со знанием дела могу сказать, что 50% сайтов в этом списке с помощью «накрутки».

— А что тогда показатель?

— Google Analytics. И, конечно же, «фидбэки», комментарии, отзывы читателей. Есть очень много факторов, которые не позволяют нам сделать то, что мы хотим, но мы к этому идем, цели я своей не изменил.

— А как вы к этому идете?

— Мы работаем над качеством. Привлекаем интересных авторов.

Я всегда любил с момента работы в «Эхо» открывать новые имена. Как журналистов, так и экспертов, которые впервые публиковались у нас, а потом становились известными и давали комментарии и другим СМИ. Я могу с радостью сказать, что здесь на сайте я начал выводить новых экспертов. Я вижу, как они потом мелькают и на ТВ, и мне это очень приятно.

Я делаю это не только для своего сайта, но и для всего СМИ, для всей страны. Но это не главная цель. Главное для меня сделать качественный ресурс. А это сложно сделать, потому что вкусы читателей безобразно испорчены. Читатель сам говорит «дайте мне что-то качественное, хватит постоянно писать про нижнее белье звезд», но когда ты даешь ему интересное интервью с каким-либо ученым, реально интересное интервью, то оно не читается. Делаешь с той же условной звездой интересное интервью, и оно тоже не читается. И что теперь делать? Делать безумно качественный контент, который никто не читает, или делать взрывной ресурс, который все читают, но который не качественный? Наверное, надо находить золотую середину.

Я каждый день учусь узнавать вкусы, улавливать тренды, при этом не изменять себе, своим принципам, что для меня очень важно, потому что я не «желтый» журналист и это не «желтая» пресса. Я не хочу делать сайт «желтым» и гордиться тем, что сделал самый популярный сайт. Но я отвечаю головой за популярность сайта перед инвесторами… Тяжело балансировать на грани качества и популярности.

Еще одна проблема – кадры. Сегодня очень сложно найти хороших журналистов. Поэтому я пытаюсь привлекать к работе внештатно много людей, с нулевым опытом, без каких-либо контактов. Как только я вижу, что человек хорошо пишет, я беру его в штат, и для него это большой стимул. Если я вижу потенциал, то начинаю обучать его сам. Хотя это сегодня никто не делает. У всех мало времени. Мы делали так в «Эхо», обучили десятки журналистов с нуля. Меня самого обучили с нуля. А сегодня ни у кого нет желания учить кого-то писать, делиться контактами. Сейчас журналисты пошли жадные, мало кто делится контактами. Мы же в свое время раздавали контакты налево и направо. И мне сейчас тяжело принять такое отношение к своим коллегам.

Я не понимаю и журналистов, которые «бьют себя в грудь», говоря, что у них опыт работы в 15 лет, а потом приходят со словами «дайте тему для статьи». Я думаю, что человек с таким опытом работы не может приходить к главному редактору с такой просьбой. Темы у него должны фонтанировать, они должны бить через край. Как минимум, можно прийти и сказать, что есть темы на выбор. Поэтому с кадрами большая проблема. С русскоязычными кадрами вообще ужас, я не вижу новых журналистов. Может, я плохо ищу…

— Давайте еще поговорим о вашей передаче «Поговорим?». Вам не страшно было создавать проект, формат которого нов для нас и который мог бы не прижиться в Азербайджане?

— Я запустил проект, когда работал в бизнес структуре и безумно скучал по журналистике. Вдохновился я проектом Юрия Дудя, с которым мы знакомы с 2000 года. Я никогда не был телевизионщиком, и боялся не того, о чем вы говорите, а отсутствия опыта в этой сфере. Я не знал, как снимать, сколько нужно камер, какой свет, сколько человек должно быть в съемочной группе, как это монтировать, даже откуда взять петлечки… Я не знал всего этого и нашел тех, кто знает. Буквально за один день я решил вопрос и финансовый и технический. А дальше нужно было всего лишь пригласить первого гостя.

— И опять же увидели, что серьезные интервью не смотрятся…

— Это бесит меня до сих пор. Иногда я говорю себе, что отныне буду делать интервью только с геями, трансвеститами, проститутками, лесбиянками. Ну почему интервью с режиссером Ильгаром Сафатом набрало так мало просмотров, а интервью с трансвеститом просто взорвало?! Это очень обидно. Но это нынешние реалии. И из-за этого я неосознанно оттягиваю съемки новых интервью, потому что мне не хочется делать что-то, на мой взгляд, стоящее, но что не будет смотреться. Это вредит проекту, и я пытаюсь бороться с этим чувством.

— Но у вас же, наверное, есть какие-то договоренности с рекламодателями?

— Договоренность была, но всего на год, который уже закончился. Теперь я свободен, и делаю все за свой счет.

Я хотела поговорить и про SMM, насколько он важен сегодня для СМИ?

— К сожалению, очень важен. Статистика показывает, что большая часть посещений сайта происходит через социальные сети. Поэтому в последние годы на вопрос «какое самое популярное СМИ в Азербайджане?», я отвечаю «Facebook». Люди думают, я шучу, но это правда. Можно написать пост и он будет читаться больше чем на нашем сайте. И видео и фото и самые свежие новости появляются там. Уже оттуда информацию узнают СМИ и развивают ее.

— Критика правительства, чиновников в СМИ эффективна сегодня?

— Очень. Как никогда.

— А в соцсетях?

— Еще эффективнее. Я скажу почему, потому что есть реакция. Несколько лет назад всем были безразличны критические посты. Но примерно после девальвации все изменилось. Не знаю почему, может курс руководства страны изменился. Сегодня на любой пост, который немного резонирует, уже есть реакция. Как минимум попытка оправдаться или объясниться. Не все так плохо.

— Журналистика – четвертая власть?

— Нет, пока рано. Для меня четвертая власть – когда ты пишешь статьи о министре. Во-первых, ты можешь это опубликовать. Во-вторых, если ты публикуешь что-то серьезное, то на следующий день его снимают с должности или же он сам пишет заявление об отставке. Когда такое произойдет, я скажу что СМИ — это четвертая власть. А пока наша журналистика, пережив клиническую смерть, пытается выжить. Мы делаем все, что можем. Я, по крайней мере, пытаюсь.

Беседовала София Франк