София Франк
Искусство, журналистика, жизнь
Просто про жизнь

Будет жить пока…

Интервью
19 лет назад не стало великого актера Марчелло Мастроянни.

Все мы любители кино. Кому-то нравятся боевики, кому-то ужасы, а кому-то мелодрамы. Благодаря богатой жанровой классификации, каждый зритель может найти фильм снятый, как ему покажется, именно для него.

Мои жанровые предпочтения менялись с возрастом. Когда-то мне нравились исключительно индийские фильмы. Я пересмотрела их почти все, начиная от фильмов великого Раджа Капура и заканчивая последними новинками Болливуда. Мне очень нравилось в этих фильмах то, что у них всегда был счастливый конец. Где-то я читала, что индусы долгое время отрицали такой жанр как трагедия. Скорее всего, это делалось потому, что они верили в материализацию мыслей и поэтому думали только о хорошем. Потом мне стали нравиться французские фильмы. В основном это были комедии с участием Луи де Фюнеса или Пьера Ришара. В то же время мне нравились и фильмы с участием Адриано Челентано. Потом мне стали нравиться драмы с участием таких актеров как Аль Пачино, Роберт де Ниро. Сейчас мне нравятся итальянские фильмы Федерико Феллини, Витторио де Сика, Микеланджело Антониони. В фильмах этих режиссёров почти всегда в главной роли был непримечательный актер. Но непримечательным он казался лишь на первый взгляд, и это лишь потому что он не играл, он жил в фильме. Его присутствие в фильме казалось само собой разумеющимся. У всех ранее перечисленных мной актеров были свои манеры, которые переходили с ними из фильма в фильм, будь то мимика и жесты Луи де Фюнеса или дерзкий взгляд Адриано Челентано. Благодаря своей индивидуальности эти актеры нашли путь к нашим сердцам и засели в нашей памяти. А игру непримечательного актера можно назвать лишь скромной, скромной игрой Марчелло Мастроянни.

Родился Мастроянни в итальянской деревне, в бедной крестьянской семье столяра. Детям вместе с родителями приходилось ютиться в одной комнате, и были времена, когда не на что было купить продукты. Будучи мальчиком десяти лет, он окончил обучение в ремесленном училище и стал работать, чтобы помочь своей семье. Он успел поработать строителем, рабочим, чертёжником и бухгалтером. Мастроянни мечтал стать архитектором и проходил обучение в Римском университете по этой специальности.

Переехав в Рим Мастроянни смог устроиться на работу клерком. Учась в университете, Марчелло, в качестве небольшого увлечения, начал играть в спектаклях любительского театра. Именно там Лукино Висконти заметил будущую звезду кинематографа и пригласил в труппу театра «Элизео». Мастроянни удивлялся потом, не понимая, что такого особенного мог в нём увидеть Висконти. Но, тем ни менее, его дебют оказался успешным. Марчелло Мастроянни бросил университет, став актёром. В пятидесятых годах Марчелло уже стабильно снимался. Это было три-четыре фильма в год. Чаще всего, он играл простых итальянцев: рабочих, таксистов и крестьян. Переломным моментом стала игра в фильме Висконти «Белые ночи» (по повести Ф. М. Достоевского).

Мировое признание актёру, который был уже известным в Италии, пришла после игры в фильме «Сладкая жизнь» – роль журналиста интеллектуала. Это был 1960 год - новый этап в карьере и творчестве, так как на съемки в этом фильме его пригласил сам Федерико Феллини. Фильмы Феллини полны образов и символов, которые отражают суть жизни. В этом фильме главным образом, на мой взгляд, является простая девушка однажды увиденная главным героем в одном кафе, где эта девушка работала официанткой. Тогда главный герой находит сходство девушки с ангелом. В конце фильма он снова встречает эту девушку на берегу моря, но из-за шума воды не слышит ее и уходит вместе со своими друзьями-бездельниками. Дело в том, что Марчелло работает журналистом и хочет стать писателем. Он вертится в светском обществе, но как то приходит на вечер к своему другу, уже состоявшемуся писателю, и атмосфера в его доме очень нравиться Марчелло. Кажется, видя довольного жизнью писателя, отца двух детей, Марчелло задумывается о том, чтобы создать семью и жить спокойной жизнью. Но внезапный случай, смерть детей и самоубийство друга, меняют его взгляд на жизнь. Теперь он проводит время со светскими людьми, которые устраивают вечеринки, пьют и танцуют. И то, что в конце фильма он встречает девушку похожую на ангела – это знак. Но он не слышит ее, и продолжает вести бессмысленную жизнь. Фильм Феллини сделал его востребованным и популярным во всей Европе. Его отрешённая игра, умение тонко передать душевные противоречия и терзания быстро завоевали множество восторженных откликов. Еще один фильм Феллини«8 1\2», где в главной роли снова Марчелло Мастроянни так же привел в восторг критиков. Этот фильм отражает внутренний мир самого режиссера. Действие фильма переплетено с видениями, воспоминаниями и снами главного героя, который хочет снять свой очередной фильм, но находится в творческом тупике и ищет источники вдохновения. Причины кризиса — разочарование в жизни и любви. Пересмотрев несколько фильмов с Марчелло Мастроянни, зритель может, наконец, распознать манеру игры этого актера, он способен передать множество оттенков и характеров. Кажется, что не существует роли, которая Марчелло Мастрояни не под силу.

Фильм Микеланджело Антонионни «Ночь», тоже прославил этого актера. Все в этом фильме кажется замедленным. Мы можем проследовать за главным героем по пустынной улице, вслушиваясь в стук каблуков плавно переходящих в эхо. Можем полежать вместе с главным героем на диване и предаться ленивым размышлениям. После всех этих голливудских фильмов, где все куда-то спешат, кого-то убивают, фильм «Ночь» кажется нереальным. Не у каждого современного зрителя хватит терпения досмотреть этот фильм до конца.

Еще один фильм, принесший Марчелло Мастроянни мировую славу, это фильм Витторио де Сика «Брак по-итальянски». В этом фильме Мастроянни играет в паре с Софи Лорен. Именно в этом фильме я впервые увидела Марчелло Мастроянни, который остался мною не замеченным. Дело в том, что в этом фильме мне больше понравилась роль Софи Лорен, и тот факт, что она, пережив столько страданий, никогда не плакала, и лишь в финале на ее глазах появились слезы, очень привлек мое внимание. Наверно, поэтому я не оценила тогда гениальную игру Марчелло Мастроянни. Позже они с Софи Лорен стали знаменитой звездной парой. Следующий фильм в котором я увидела этих двух гениальных актеров вместе был фильм «Вчера, сегодня, завтра» того же самого режиссера Витторио Де Сика. Этот режиссёр так же снял совместный советско-итальянский кинофильм о разлуке «Подсолнухи» снова с участием Софи Лорен и Марчелло Мастроянни. Два любящих сердца разлучены Второй мировой войной. Главный герой пропадает без вести, и спустя долгие годы итальянка Джованна (Софи Лорен) отправляется на поиски мужа в Советский Союз. Главный герой оказывается жив, но у него другая жена и ребенок.

Марчелло Мастроянни снимается в еще одном советско-итальянском фильме снятым Никитой Михалковым «Очи черные». Фильм снят по мотивам нескольких рассказов А. П. Чехова, включая знаменитую «Даму с собачкой».

Последний увиденный мною фильм с участием Марчелло Мастроянни это кинофильм режиссёра Федерико Феллини «Город женщин». Этот фильм потряс меня своим сюжетом. Весь фильм мне казалось что события, которые происходят с главным героем, нереальны, такое может только присниться, и в итоге старик ловелас просыпается от дурного сна. Этот фильм показывает взгляд женщин феминисток и мужчину ищущего свой идеал женщины.

В семидесятых и восьмидесятых годах Марчелло Мастроянни снимался даже больше, чем прежде, но не все работы, с художественной точки зрения, были удачными. Несмотря на то, что звёздный статус Мастроянни к тому времени пошатнулся, критики продолжали к нему благоволить. Он продолжает получать награды, призы, выдвигаться на «Оскар».

Марчелло Мастроянни запомнился не только своей актерской игрой, но и любовными похождениями, которые становились известны всем, даже его жене. Мастроянни всю жизнь был женат на Флоре Карабелле. Но в его жизни было немало женщин. Особенно страстным был роман с Фэй Данауэй – американской актрисой. Роман и тайные встречи продолжались почти три года. Но Фэй хотела семью, а Марчелло не спешил разводиться с Флорой Карабеллой, что и привело к болезненному разрыву.

В 1971 году Мастроянни влюбился в Катрин Денев, снимаясь с ней в фильме «Это случается только с другими». Через год родилась Кьяра-Шарлотта – их общая дочь. Мастроянни даже переехал жить в Париж, чтобы иметь возможность больше времени проводить со своей новой семьей. На его предложение пожениться, поступавшее не один раз, Денев отвечала отказом, так как считала их отношения исчерпавшими себя. Актер вновь вернулся к жене. Иногда, Мастроянни приезжал в Париж, чтобы тайком посмотреть на Катрин и дочь, которая была его любимицей. Какие бы женщины не появлялись в жизни Марчелло, ежедневно он звонил жене. В день венчания Флора неизменно получала от Мастроянни букет роз. Он считал её лучшей матерью, сестрой и подругой.

Последние годы актер тяжело болел. У него был рак поджелудочной железы. Будучи тяжело больным, Мастроянни продолжал играть. «Последние луны» - театральная пьеса, в которой им была сыграна последняя роль. Он, будучи жизнелюбом, работал до самого конца, хотя, для того чтобы выйти вечером на сцену, утром приходилось проходить процедуру химиотерапии.

19 лет назад 19 декабря сердце Марчелло Мастроянни остановилось. Он покинул нас в возрасте 72-х лет, оставив после себя огромное количество фильмов. Сегодня я могу с уверенностью назвать отличительные черты этого актера, которые позволяют ему войти в наши сердца и засесть в памяти – скромность и отрешенность в игре. Он так вживался в роль, что сейчас мне сложно поверить в его смерть. Марчелло Мастроянни жив для меня – он живет в образе Марчелло из фильма «Сладкая жизнь», в образе Доменико из «Брака по-итальянски», в образе Антонио из фильма «Подсолнухи». Марчелло Мастроянни будет жить, пока мы будем смотреть фильмы с его участием.